Специальная военная операция на Украине (СВО) — боевые действия российских
вооруженных сил, проводимые совместно с вооруженными формированиями ДНР и ЛНР
против Вооруженных сил Украины (ВСУ) с целью защиты мирного населения Донбасса, а
также демилитаризации и денацификации Украины.
СВО была объявлена президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 24
февраля 2022 года. В 5:30 24 февраля 2022 года по московскому времени президент России
Владимир Путин выступил с Обращением, в котором объявил о проведении «специальной
военной операции» с целью «демилитаризации и денацификации Украины».
Цели и задачи операции:
- нейтральный и безъядерный статус Украины при обязательной демилитаризации
страны, то есть юридически закрепленный статус Украины как нейтрального государства, на
территории которого не будут размещены ударные ракетные комплексы НАТО, направленные
на Россию, а сама Украина, став нейтральной, не будет проводить линию на вступление в этот
Альянс; - денацификация Украины, то есть предание русскому языку конституционного статуса
второго государственного и, в связи с этим, отмена всех дискриминационных законов,
принятых парламентом Украины в последние восемь лет (после 2014 года) в отношении
русского языка и русскоязычного населения; - признание российской принадлежности Крыма;
- признание Украиной суверенитета ДНР и ЛНР в административных границах
Донецкой и Луганской областей.
Решение о проведении специальной военной операции было принято строго в
соответствии с нормами международного права, федеральным российским
законодательством, Стратегией национальной безопасности и Военной доктриной РФ (утв.
Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976). Народные республики Донбасса обратились к России
с просьбой о помощи. В связи с этим, согласно статьи 51 части 7 устава ООН, с санкции Совета
Федерации России и во исполнение ратифицированных Федеральным собранием 22 февраля
2022 года договоров о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР, подразделения российских
вооруженных сил, совместно с группировкой войск ДНР и ЛНР, приступили к выполнению
поставленных Президентом целей и задач.
С момента распада СССР военный блок НАТО, созданный как сила сдерживания
Советского Союза, не только не прекратил свою экспансию на Восток, но и значительно
увеличил её. В НАТО было принято 14 новых стран, причём четыре из них имеют общую
границу с Россией и это не смотря на официальные заявление о не расширении. Рядом с
российскими границами появилась военная логистическая инфраструктура, аэродромы,
системы противоракетной обороны и т.п. Россией предпринимались неоднократные попытки
установить диалог с руководством западных стран и НАТО для достижения договоренности
по соблюдению интересов РФ в области безопасности, но данные инициативы были
отвергнуты.
На Украине долгое время умышленно насаждалась и поддерживалась политика
русофобии. При этом, западное сообщество, благополучно закрывало глаза на формирование
явно неонациского государства, в котором открыто пропагандировались символы
Гитлеровской Германии, искажалась история, запрещался русский язык, русские средства
массовой информации, разрушались памятники, отбиралось имущество Русской
Православной Церкви. Целое поколение украинской молодежи воспитывалось в ненависти и
презрении к России и целенаправленно готовилось для конфронтации с РФ.
В таких условиях, как заявил Президент Путин В.В., России просто не оставили выбора,
вопрос начала конфликта на Украине был только вопросом времени. И от того, как оперативно
вмешаются в сложившеюся ситуацию вооруженные силы РФ, зависело количество будущих
потерь среди мирного населения и среди военнослужащих. Единственным выходом для
обеспечения безопасности и установления мира на границах России с Украиной, явилась
спецоперация по демилитаризации, то есть, по разоружению Украины и ликвидация военных
укреплений и сооружений, а также, по денацификации Украины, то есть, проведение
комплекса мероприятий, направленных на очищение общества, культуры, прессы, экономики,
образования, юриспруденции и политики от влияния нацистской идеологии.
Законодательство по противодействию экстремизму
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской
деятельности»
Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и
гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности
Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия
экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
Новые вызовы и угрозы, стремительное развитие информационно-коммуникационных
технологий, деструктивная деятельность ряда некоммерческих организаций и иные
обстоятельства обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования правовой
основы противодействия экстремизму и терроризму.
Так, в 2022 году внесены следующие изменения: Федеральным законом от 16 апреля
2022 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях» введена административная ответственность за
нарушение установленного запрета публичного отождествления роли СССР и фашистской
Германии в ходе Второй мировой войны.
Федеральным законом от 4 марта 2022 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях» введена административная
ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования
Вооруженных Сил Российской Федерации, и за призывы к введению мер ограничительного
характера в отношении Российской Федерации.
Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных
Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан,
поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к
воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных
целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут
наложение административного штрафа: - на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей;
- на должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей;
- на юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.
Федеральным законом от 4 марта 2022 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный
кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации» введена уголовная ответственность за действия, направленные на
дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, за распространение
заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации и
призывы к введению санкций.