Специальная военная операция

Специальная военная операция на Украине (СВО) — боевые действия российских
вооруженных сил, проводимые совместно с вооруженными формированиями ДНР и ЛНР
против Вооруженных сил Украины (ВСУ) с целью защиты мирного населения Донбасса, а
также демилитаризации и денацификации Украины.
СВО была объявлена президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 24
февраля 2022 года. В 5:30 24 февраля 2022 года по московскому времени президент России
Владимир Путин выступил с Обращением, в котором объявил о проведении «специальной
военной операции» с целью «демилитаризации и денацификации Украины».
Цели и задачи операции:

  • нейтральный и безъядерный статус Украины при обязательной демилитаризации
    страны, то есть юридически закрепленный статус Украины как нейтрального государства, на
    территории которого не будут размещены ударные ракетные комплексы НАТО, направленные
    на Россию, а сама Украина, став нейтральной, не будет проводить линию на вступление в этот
    Альянс;
  • денацификация Украины, то есть предание русскому языку конституционного статуса
    второго государственного и, в связи с этим, отмена всех дискриминационных законов,
    принятых парламентом Украины в последние восемь лет (после 2014 года) в отношении
    русского языка и русскоязычного населения;
  • признание российской принадлежности Крыма;
  • признание Украиной суверенитета ДНР и ЛНР в административных границах
    Донецкой и Луганской областей.
    Решение о проведении специальной военной операции было принято строго в
    соответствии с нормами международного права, федеральным российским
    законодательством, Стратегией национальной безопасности и Военной доктриной РФ (утв.
    Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976). Народные республики Донбасса обратились к России
    с просьбой о помощи. В связи с этим, согласно статьи 51 части 7 устава ООН, с санкции Совета
    Федерации России и во исполнение ратифицированных Федеральным собранием 22 февраля
    2022 года договоров о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР, подразделения российских
    вооруженных сил, совместно с группировкой войск ДНР и ЛНР, приступили к выполнению
    поставленных Президентом целей и задач.
    С момента распада СССР военный блок НАТО, созданный как сила сдерживания
    Советского Союза, не только не прекратил свою экспансию на Восток, но и значительно
    увеличил её. В НАТО было принято 14 новых стран, причём четыре из них имеют общую
    границу с Россией и это не смотря на официальные заявление о не расширении. Рядом с
    российскими границами появилась военная логистическая инфраструктура, аэродромы,
    системы противоракетной обороны и т.п. Россией предпринимались неоднократные попытки
    установить диалог с руководством западных стран и НАТО для достижения договоренности
    по соблюдению интересов РФ в области безопасности, но данные инициативы были
    отвергнуты.
    На Украине долгое время умышленно насаждалась и поддерживалась политика
    русофобии. При этом, западное сообщество, благополучно закрывало глаза на формирование
    явно неонациского государства, в котором открыто пропагандировались символы
    Гитлеровской Германии, искажалась история, запрещался русский язык, русские средства
    массовой информации, разрушались памятники, отбиралось имущество Русской
    Православной Церкви. Целое поколение украинской молодежи воспитывалось в ненависти и
    презрении к России и целенаправленно готовилось для конфронтации с РФ.
    В таких условиях, как заявил Президент Путин В.В., России просто не оставили выбора,
    вопрос начала конфликта на Украине был только вопросом времени. И от того, как оперативно
    вмешаются в сложившеюся ситуацию вооруженные силы РФ, зависело количество будущих
    потерь среди мирного населения и среди военнослужащих. Единственным выходом для
    обеспечения безопасности и установления мира на границах России с Украиной, явилась
    спецоперация по демилитаризации, то есть, по разоружению Украины и ликвидация военных
    укреплений и сооружений, а также, по денацификации Украины, то есть, проведение
    комплекса мероприятий, направленных на очищение общества, культуры, прессы, экономики,
    образования, юриспруденции и политики от влияния нацистской идеологии.
    Законодательство по противодействию экстремизму
    Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской
    деятельности»
    Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и
    гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности
    Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия
    экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.
    Новые вызовы и угрозы, стремительное развитие информационно-коммуникационных
    технологий, деструктивная деятельность ряда некоммерческих организаций и иные
    обстоятельства обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования правовой
    основы противодействия экстремизму и терроризму.
    Так, в 2022 году внесены следующие изменения: Федеральным законом от 16 апреля
    2022 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об
    административных правонарушениях» введена административная ответственность за
    нарушение установленного запрета публичного отождествления роли СССР и фашистской
    Германии в ходе Второй мировой войны.
    Федеральным законом от 4 марта 2022 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс
    Российской Федерации об административных правонарушениях» введена административная
    ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования
    Вооруженных Сил Российской Федерации, и за призывы к введению мер ограничительного
    характера в отношении Российской Федерации.
    Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных
    Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан,
    поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к
    воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных
    целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влекут
    наложение административного штрафа:
  • на граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей;
  • на должностных лиц — от 100 тыс. до 200 тыс. рублей;
  • на юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. рублей.
    Федеральным законом от 4 марта 2022 г. № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный
    кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса
    Российской Федерации» введена уголовная ответственность за действия, направленные на
    дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, за распространение
    заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации и
    призывы к введению санкций.